Блог Константина Кунаха

Количественные изменения не переходят в качественные

Продолжим тему поиска причин изменений в жизни и терапии. 

Вопреки Гегелю и диалектическому материализму, количество в качество само по себе не переходит. Гегель считал, что всякое новое качество это лишь результат накопившихся количественных изменений, приводя в пример процесс кипения. По его логике, если растет температура (количественные изменения), то вода перейдет в пар (качественное изменение). 

Однако, не всё так просто. Температура кипения воды - не абсолют, она находится в прямой зависимости от атмосферного давления. То есть добиться кипения можно и при 90 градусов, важна взаимосвязь двух факторов – температуры и давления. Иначе говоря, кипение происходит не в результате количественного накопления скорости теплового движения молекул, а из-за того, что температура начинает иначе соотноситься с внешним фактором - давлением. То есть, если представить себе две величины – давление и температура, то для изменения агрегатного состояния воды важно не то, какое количественное значение имеет каждая из них, а их соотношение.  

Та же логика, и те же ошибки в поиске причин, работают применительно к любой ситуации качественного изменения. Люди часто довольствуются объяснениями вида «я помирился с женой, благодаря тому, что мы работали-работали над отношениями и в итоге помирились», или «я нашла любимое дело, потому что искала-искала и нашла». Достаточный объём работ проделан и вот, результат - количество перешло в качество. Но, как мы уже увидели на примере с водой, так, разумеется, не работает: нужен внешний, относительно проделываемой работы, фактор. 

Допустим, Пете и Васе повысили зарплату на одинаковую сумму в 2 тысячи. Петя зарабатывал 101 тысячу, а стал - 103, и это не особо повлияло на его жизнь. А Вася зарабатывал 99 тысяч, а стал - 101, и резко почувствовал себя в ином статусе. Почему рост доходов одинаковый, а ощущения разные? Не потому же, Васина прибавка в доходе на 0,04% больше Петиной? Дело в том, что зарплата Васи перешла внешний, относительно простого количества денег, рубеж: стала шестизначной. Пользуйся мы 16-тиричной системой счисления – и эта прибавка значила бы для Васи не больше, чем для Пети. Чтобы произошел качественный скачок, величина должна пройти какую-то отметку из внешнего мира, без внешней границы количественные изменения так и останутся количественными. 

Понимание этого механизма важно настолько, насколько вообще важно понимать причины событий своей жизни. Искушение не разбираться в конкретном событии, ставшем причиной успеха или неудачи – велико. Но, поддавшись ему, человек остаётся и без способа прогнозировать подобные изменения в будущем, и без инструмента воспроизведения того же результата. 

Допустим, Фёкла воспитывала ребенка, и в какой-то момент её сын стал вести себя хорошо. Было бы здорово узнать, какое событие стало причиной. Если Фёкла ответит, что «просто старалась быть хорошим родителем», то не сможет повторить свой успех в воспитании. Но она может потратить силы и задуматься, после какого события сын изменился? Как хорошая мать, Фёкла прочитала десятки статей и книг. Но одна из статей, о личном пространстве ребенка, изменила её поведение. Она перестала входить в комнату Пети без стука. Появление собственной безопасной территории стало событием, которое снизило тревогу Пети, и их отношения с матерью улучшились. Понимая это, Фёкла сможет удержать и развить свой успех. Удовлетворившись объяснением «я просто старалась-старалась быть хорошей матерью и вот получилось» - рискует потерять, и вряд ли сможет применить ту же логику в дальнейшем. 

Так что для максимизации своего благополучия следует преодолевать ленивую интуицию, которая отмахивается от поиска причин, довольствуясь «делал-делал и наконец сделал». Причина есть, и она стоит того, чтобы ее найти. За пытливость вы получите награду - инструмент, которым сможете пользоваться.