Блог Константина Кунаха

Отношение и контекст

Есть достаточно интуитивная и понятная мысль, что отношения сильно зависят от контекста, в котором они проистекают. Так, даже многие общественные предписания по поводу отношений, что хорошо, а что плохо, сильно зависят от ролей, в которых люди находятся. Например, отношения начальника и подчинённого имеют одну коннотацию, а коллег – другую. Соответственно, если меняется контекст отношений у коллег, когда один из них становится начальником, то меняются и их отношения. Ведь в этом случае меняется баланс власти, ответственности, объёма ресурсов, потребностей и степень зависимости. Всё довольно очевидно, когда речь идёт о формальных отношениях, – деловых, учебных, профессиональных, – но становится менее прозрачным когда дело происходит в личных и семейных.  

Приведу пример на созависимых отношениях, то есть тех, где сильно смещены границы власти и ответственности, и где один партнёр обеспечивает больший объём ресурсов второму. Тот, второй, конечно, радостно ими пользуется. И хотя существуют ситуации, когда менее ресурсный партнер готов отказаться от подпитки и рад сделать это ради возможности быть более независимым, в большинстве случаев происходит обратное. Намного чаще, лишившись ресурсной подпитки, человек переосмысливает степень значимости отношений и ему становится доступным переживание значимости и роли ресурсного партнёра в его жизни. Что временно меняет его поведение во имя сохранения отношений.  

Этим можно объяснить значительную часть пульсирующих отношений вида «вместе тесно – порознь скучно», когда отношения на близком расстоянии генерируют конфликты и приводят к расставанию. После расставания в таких случаях часто менее ресурсный партнёр, пережив свою нересурсность, зависимость и важность более ресурсного партнёра, умеряет амбиции, отказывается от части претензий и старается больше соответствовать его пожеланиям. Тогда отношения начинают вновь восстанавливаться, а после восстановления происходит ассоциативная регрессия, и всё встает на прежние рельсы. Отношения снова генерируют напряжение, конфликты, расставание... порочный цикл идёт на новый виток. 

Самая же большая проблема с учитыванием контекста возникает в детско-родительских отношениях, которые, тащемта, закладной камень и святой грааль психодинамического подхода. В практике нередко клиент упирается в то, что ко времени обсуждения отношений с родителями в детстве, контекст уже давно изменился: человек повзрослел, а родители постарели. В детстве мама/папа/дядя/бабушка могли плевать на потребности ребёнка, орать, бить, а теперь звонят и мило спрашивают про дела и очень радуются, когда он приезжает в гости. Означает ли что они изменили своё отношение и признали свою неправоту в прошлом поведении? Не факт. Здесь важно учитывать, что отношение могло остаться таким же, а что изменилось – это контекст. В детстве родитель мог себе позволить игнорировать потребности ребёнка, он для него был обузой и ничего не давал, кроме чувства власти. А теперь же – он стал источником ресурсов, от него можно получить заботу, поддержку, ресурсы, пресловутый стакан воды. То есть изменился контекст, это привело к иному поведению, но это не обязательно значит изменения отношения родителя к ребёнку. Просто эксплуатация по-разному выглядит между взрослым и ребёнком и стариком и взрослым. 

Именно поэтому работа над отношениями не бывает быстрой и требует длительного внимания к поведению в динамике. Для понимания того, какое отношение продуцирует конкретное поведение нужен не поперечный срез, не описание того, что происходит прямо сейчас, а исследование того, как поведение человека отражает меняющуюся ситуацию. Как человек ведёт себя в разных обстоятельствах? Как он реагирует на запрос и на предложение помощи? На близость и на увеличение дистанции? На самораскрытие и на агрессию? Не трудно имитировать что-то по одному сценарию, но очень трудно спрятать подлинное отношение в динамике.